|
Gansta Rap
Наверняка вы слышали кого-нибудь из этих одичавших волков бетонных джунглей - будь то ONYX или Ice Cube. Не сомневаюсь даже, что их творчество вы любите и уважаете. То, что они делают, это не призывы к насилию, их творчество несет глубокую смысловую нагрузку - их музыка свидетельствует о стремлении черной молодежи к новым идеалам свободы. А еще они говорят о наркотиках, убийствах и бандах, воспевают культ оружия и ненавидят ФБР, полицейских, правительство и президентов США. Они делают гэнгста-рэп...
Первые зачатки gangsta-рэпа можно было встретить аж в 82-ом году, в песне Cold Wind Madness выпущенной рэппером уроженцем Нью-Джерси по имени Трэйси Морроу, скрывавшимся под псевдонимом Ice-T. Уже там он читал о "the pimp, the player, the woman-layer"... Следующую запись такого плана выпустил East Coast-рэппер из Филадельфии Schoolly D уже ближе к 85-ому. В своей песне P.S.K. он рассказал о банде, к которой принадлежал - Park Side Killers. Но настоящим гангста-хитом стала песня "6 In The Mornin'", выпущенная все тем-же Ice-T. В ней все было уже отчетливо - пушки, разборки и другие "прелести" бандитской жизни. Одновременно с этим синглом свет увидел и диск "Criminal Minded" нью-йоркских Boogie Down Productions (BDP). Это не полностью Gangsta там есть отдельные гэнгста песни, например "9mm Goes Bang", а также иногда встречаются такие строки как "Rappin on the mic like this to me is fine Cause if I really want to battle I will put out a nine" (nine - пистолет девятимиллиметрового калибра)
В последствие из BDP, кстати, вышел наикрутейший MC, KRS-One, сыгравший большую роль для развития хип-хопа вообще, и привнесший в него политические взгляды и свою философию. В следующем диске от BDP "By All Means Necessary" появляется песня "Stop The Violence", которая призывает остановить насилие среди хип-хоп голов:
" When you're in a club, you come to chill out
not watch someones blood just spill out "
Казалось бы откуда такая резкая перемена, ведь в прошлом альбоме он сам говорил, что за обиды будет отплачивать девятимиллиметровым калибром. А такая перемена произошла из-за одного очень важного события. В 1987 в августе во время одной из уличных разборок, пытаясь разнять спорящих был убит его друг и напарник по BDP, DJ Scott La Rock. KRS-One много думал над этим и решил изменить свою линию. Он основал движение Stop The Violence, и призывал прекратить насилие между братьями. В 1987 вышел альбом Ice T "Rhyme Pays" это уже практически полностью гэнгста альбом, там есть еще пока песни о вечеринках, но практически везде Ice T упоминает о гэнгста жизни. Кроме того, альбом примечателен еще тем, что это был первый рэп-альбом, на котором появилась хорошо всем известная наклейка "Parental Advisory Explicit Lyrics". Это был большой прорыв, так как раньше одно слово типа fuck или dick могли поставить под вопрос выпуск целого альбома, а теперь рэпперы получили возможность, хоть и с клеймом, но выражать свои эмоции не выбирая выражений.
В 87-ом известность получает и Boyz N' The Hood - дебютная песня 18-летнего Ice Cube (настоящее имя О'ши Джексон) из South Central, Лос-Анджелес. В 90-х он прославится как рэппер-экстремист, защитник прав чернокожих, как MC, хорошенько втряхнувший Америку своими социально-политическими текстами... Ремикс песни попал в альбом Eazy-E (который ее и исполнил) "Eazy-Duz-It" 1988 года, а оригинал появился в том же году на альбоме NWA. Эта группа была настоящим прорывом в истории этого стиля, в 87-ом сколоченная Ice Cube и двумя чувачками из Комптона (пригород Лос-Анджелеса) - музыкантом Андре Янгом, более известным как DR.Dre, и криминальным авторитетом Эриком Райтом, взявшим прозвище Eazy-E. Eazy был одним из настоящих богатырей ганг-рэпа, cыгравшим большую роль скорее не как MC (в основном он читал чужие сочинения), а как создатель легендарного лейбла Ruthless Records и гениальный продюссер, знавший куда вкладывать деньги. В прошлом Eazy E торговал наркотой и по слухам на деньги заработаные в этом бизнессе и основал лейбл. Правда это или нет - не известно, но то что выйдя на сцену Eazy с этим завязал - это факт.
Немного позже к NWA присоеденился MC Ren (Лоренцо Паттерсон) и DJ Yella (Энтони Кэррэби), а также Arabian Prince (Mik Lezan) и The D.O.C (Tray Curry). Сперва в 1988 появился их дебютный альбом под названием "NWA & the Posse", где кроме них читала еще куча народу, с которыми парни тесно общались. Альбом не стал революционным, но пробил дорогу группе - к молодым парням стали прислушиваться. И вот в 1989 Eazy E, Dr.Dre, Ice Cube, DJ Yella, MC Ren и Arabian Prince выпустили уже революционный, cкандальный "Straight Outta Compton", содержавший такие вызывающие песни как "F*** The Police", благодаря которой собственно говоря, группа и попала в черный список ФБР, призванного блюсти моральный образ нации. Они конечно были не первые кто выссказывал свое недовольство "служителями закона", у Ice T были фразы типа "fuckin police", еще более старые рэпперы выссказывали недовольство. Но чтоб посвятить этому вопросу целую песню, причем очень прямо и недвусмысленно - NWA бесспорно первые. Также интерес на этом диске представляла песенка Gangsta,Gangsta, от которой и появился термин gangsta-рэп. К другим "бессмертным" достижениям NWA относят создание настоящего лозунга ганг-хопа "Life is ain't nothing, but bitches and money", что при вольном переводе на русский язык обозначает что-то типа "Жизнь это ничего кроме телок и денег". Вообще почти все песни являются если не культовыми песнями, то показательными точно - они не призывают никого убивать, они не говорят мочить всех направо и налево. Они просто утверждают, что если кто попытается их поиметь, то ему прийдется несладко. Они просто говорят о стиле своей жизни. Они показывают жизнь в черном гетто во всей красе - насилие, полицейский беспредел, наркота, убийства. Там нет оценок плохо это или хорошо. Там есть реальная картина происходящего, ни больше, ни меньше.
К сожалению, вскоре , а именно через год, Ice Cube своим уходом положил начало распаду этого авторитетнейшего рэп-проекта. Он очень здорово поругался с Eazy E и менеджером Ruthless Records Jerry Heller'oм. По мнению Кьюба он получал гораздо меньше, чем должен был. Позже он уехал в Нью-Йорк, и там вместе со своим старым другом Sir Jinx , тусой BOMB SQUAD и группой PUBLIC ENEMY приступил к записи сольного альбома и вскоре создал собственный лейбл Street Knowledge. В своем новом альбоме "Efil4Zaggin" N.W.A помянули недобрым словом Ice Cube'а, который с лихвой воздал им на альбоме Death Certificate в песне "No Vasiline". NWA долго без него не протянули - Dre вскоре последовал примеру Cube'а, он тоже крепко сцепился с Eazy E и ушел из NWA. Вместе с Шугом Найтом Dre занялся созданием лейбла Death Row Records, ставшего главным противником Ruthless, и в итоге группа как таковая перестала существовать в 91-ом. Распавшись парни не забросили свою карьеру, кроме вышеупомянутых проектов Dr. Dre и Ice Cube'а, в соло ушли все, кто был связан с NWA. The D.O.C, замеченый по первому альбому NWA, в 89 записал свой сольник, он все еще находился на Ruthless, но когда Dre и Suge Knight основали Death Row, переметнулся к ним. Arabian Prince тоже не ушел в небытие и в конце 89 тоже записал свой сольный альбом. Eazy E записывавший сольные альбомы еще до NWA, опять стал читать в соло, а также раскурчивать молодые талланты. MC Ren сначала ограничился EP в 1992, а потом и альбомы стал выпускать. DJ Yella сперва работал только над музыкой в чужих альбомах, свой сольник он выпустил только в 1996 году.
Но вернемся в 1988 год. Говоря о гэнгста рэпе нельзя не затронуть еще одну его сторону, вернее целое движение. Оно имеет несколько названий: Южный гэнгста рэп, Bay Area Gangsta Rap, H-Town gangsta rap - называйте как угодно, но это кое-что отличое от того, что вы слышите от восточных или западных парней. Парни живут на Юге США в Хьюстоне, Техас. Главная отличительная черта рэпперов из H-Town (так они называют свой родной Хьюстон) в том, что их песни очень мелодичны и по звуку находятся на более высоком уровне чем у братьев с других берегов. Они не используют простой повторяющийся бит, там всегда большое колличество разнообразных мелодий и приемов, аранжировки находятся на высоте, стиль читки всегда сочетается с фоновой музкой, создавая совершенно новые ощущения.
Первым альбомом с этой территории стал "Makin Trouble" группы Geto Boys, вышел альбом в 1988 году и тоже является одним из первых гэнгста-рэп-альбомов. Этим релизом было положено начало целого лейбла под названием Rap-A-Lot Records. Парни из Geto Boys стали параллельно с альбомами группы выпускать свои сольные диски. На лейбл записывались новые люди. Rap-A-Lot начинал развиваться.
Подняв такой шум, своим вторым альбомом NWA запустили необратимый процесс - гэнгста команды стали плодиться как грибы после дождя. Но лишь немногим удавалось удержаться в этом потоке. Слушатели начинали отделять реальность от понтов и большая часть новоиспеченных "гангстеров" не выпускала больше одного альбома или EP. Но те кто выживали в этой конкуренции становились просто легендами гэнгста рэпа, конечно меньшими чем NWA или Ice T, но все же. В 90 году дебютные альбомы Compton Most Wanted, Above The Law заставили всерьез говорить об этих группах. Gangsta rap становится настолько привлекательным и популярным, что в него идут не только черные. Белых правда принимают плохо - слишком остро еще стоит вопрос цвета кожи на улицах гетто. Но смуглые латинские парни живущие бок о бок с черными принимаются на ура. В 90 же году выходит первый альбом "Hispanic Causing Panic" выпущенный латиносом Kid Frost'ом. Он сразу завоевывает уважение рэп аудитории и дает дорогу на сцену многим другим испанским/мексиканским парням.
|